Мы сегодня имеем то обстоятельство, что город Москва крайне неудобен для жизни.
Высокая стоимость недвижимости является препятствием для возникновения новых бизнесов в городе. Бизнес гораздо дешевле создать в городе-миллионнике.
Административный барьер на пути строительства в Москве вынуждал застройщиков все также плотно и хаотично застраивать ближнее Подмосковье. При этом новых дорог не практически не появлялось, количество рабочих мест в Подмосковье явно не растет такими темпами, с какими растет (росло) число высотных домов. Отсюда крайне высокая загруженность автомагистралей.
Тяжелый трафик и вынужденные ограничения на передвижение грузовых автомобилей ставят тяжелые условия для тех, кто хотел бы заниматься каким-нибудь производством в Москве. Товар, сырье, материалы трудно и дорого привезти и трудно и дорого увезти. Ставки аренды производственных площадей минимум в 4 раза выше чем в крупных городах-миллионниках, зарплаты в 2 и более раз выше. Содержать производство в Москве невыгодно. Выгоднее содержать большой автомобиль и везти товар в Москву за 400 км.
Таким образом, тенденция может измениться не только на рынке нефти, но и на позициях города Москвы как территории, притягивающей финансовые и интеллектуальные ресурсы.
Сегодня город Москва просто неудобен. Через какое-то время в том числе в связи с кризисом, в данном городе захочет жить гораздо меньше людей и они начнут разъезжаться. После этого город станет неинтересен для бизнеса.
(В свое время Мэр Москвы г-н Лужков публично поднимал вопрос о причинах пробок и как с ними бороться. Думается, что он всегда знал ответ на эти вопросы. Тем кто строит и разрешает строить нужно перестать быть алчными: строить дороги и не строить дома там, где должны быть дороги.)
В свое время московский бум, на который слетались специалисты со всей страны и Ближнего Зарубежья, породил волну инвестиций в московскую недвижимость - как жилую, так и коммерческую. Разрослись до огромных размеров компании-девелоперы. Разрослись сети супермаркетов и гипермаркетов. Все эти сети стали проникать в регионы.
Город Москва был магнитом для инвестиций со всей страны и одновременно – донором для того чтобы строительный и розничный бизнес проникали в регионы. Одновременно город стал крайне неудобным и некомфортным для любой жизнедеятельности.
Затем произошло два события: банки перестали кредитовать друг-друга и упала цена на нефть.
В сухом остатке имеем то, что город перестал притягивать деньги: во-первых неоткуда, во-вторых – неинтересно.
Но и это не самое главное – отсутствие источников для прихода инвестиций – объективный фактор и источники могут через какое то время появиться. А вот неинтересно – это более серьезно. Сейчас неинтересно инвестировать в Москве потому что недвижимость остается дорогой и неясно, принесет ли она доход. То есть невыгодно. Гораздо серьезнее будет ситуация, когда в Москве будет неинтересно инвестировать, потому что она просто станет большим депрессивным городом, с большими расстояниями, нехваткой дорог, пробками (в которых, возможно, просто будут стоять в основном более бюджетные автомобили), нехваткой специалистов и многими другими проблемами.
Таким образом,
алчность обернулась против самой себя. Алчность породила не богатство и сверхдоходы, а нечто совсем противоположное. В будущем Москва перестанет быть центром притяжения капиталов. И первопричиной этого является основанный на алчности и монопольном взвинчивании цен бум на рынке недвижимости, сделавший город непригодным для нормальной жизнедеятельности и здоровой экономической активности.