Гы... а Паша дезертировал )))
Нет, как бы сказал Зеля, в тебе тонкости восприятия
Если пытаться оценивать первый концерт этого сезона, я бы назвала его тяжеловатым для публики. Хотя, во все годы находились люди, не понявшие и уходящие не дожидаясь конца.
За тонкостью восприятия – к эстетам вроде Зелятора, а я парень простой.
Сколько уже лет хожу на подобные концерты, а местная публика все не готова к восприятию чего бы то ни было, отличающегося от привычного ей гоп-стопа. Прямо передо мной сидел целый выводок … (удалено мною) разного возраста и пола. Сидели, разговаривали друг с другом и по телефону, пили, ели, спали друг у друга на плечах, фотографировали. Словом, развлекали себя, как могли. А ведь все это происходило на первом ряду, перед носом у музыкантов. Они (зрители, о которых я пишу) думали, куда идут? В афише однозначно все написано. Стравинский (а уж тем более Шнитке) – не привычный Моцарт – Бетховен – Шопен – далее по пунктам. Что уж говорить о Рославце?! Принято говорить – надо с этим мириться, радоваться, что люди нашли время и возможность приобщиться к миру высокой культуры, бла бла бла… Ни фига они не приобщались, пришли честно отсидеть «уплоченные» деньги, только другим слушать мешали. Сидели бы дома, смотрели петросянов и т.п.
Теперь о самом концерте. Хорошо, что фестиваль снова стали проводить. Надо бы, чтобы он стал ежегодным и более респектабельным. Но для этого потребуется активная поддержка местных властей. В области литературы у Брянска есть тютчевские и толстовские дни, надо бы и этот фестиваль так же поддерживать. Собственно говоря, в плане музыки у нас больше предъявлять некого.
В сторону: хороша была фраза Сомовой «Я завидую жителям Брянской области, которые услышат…» Она, часом, не забыла, управление культуры какой области возглавляет? Сама, что ли, не местная…
Вначале Белодубровский и Дубов играли сонату Рославца. Создалось впечатление, что оба музыканта не очень хорошо ее разучили, особенно пианист. Скрипач в быстрых пассажах играл тише – то ли так и надо, то ли по причине своих проблем с техникой. Сама соната кажется какой-то вымученной и с большой претензией на оригинальность – композитор никак не может поставить точку, - вроде уже все сказано, но – нет, тянется и дальше. Веберн, которого так и не сыграли (к моему большому сожалению) писал много короче и, разумеется, интереснее.
Потом была «Весна Священная» Стравинского в авторском переложении для 2 фортепиано. Видел бы Стравинский многострадальные инструменты брянской филармонии, на которых будут исполнять его сочинение! Мне больше понравилось, как М. Хаба играла. Поначалу играли несколько вразнобой, но потом дело лучше пошло. В переложении для ф-но, на мой взгляд, слишком много моторности, которой нет в оригинальной оркестровой версии – чуть-чуть переборщить, и получатся буги-вуги. К счастью, этого на концерте не произошло.
Дальше пели романсы Рославца на стихи Верлена, Брюсова, Гуро. По-моему, композитор слишком много внимания уделил выбору стихов, на музыку, похоже, ушло времени много меньше. Моцарт свои оперы на всякий стихотворный хлам писал, зато какая там музыка... Здесь же все больше попытки быть оригинальным. Когда композитор забывал о своих «новациях», получалось похоже на Скрябина, который работал в то же время. Музыка Рославца редко звучит в концертных залах и, в общем-то, это заслуженно – композитор не Бог весть какой оригинальный. Но на таких фестивалях – то, что надо. Своеобразное музыкальное краеведение.
Опять-таки, создалось впечатление, что музыканты не очень хорошо материал знают. Певица так близко к лицу папку с текстом держала, что приглушала свой собственный небольшой голос. Не надо стесняться очки надевать (это я без всякого ехидства).
Наконец, 3-й квартет Шнитке в исполнении SoLi-квартета. Я вообще-то недолюбливаю Шнитке (за эклектику (которую у этого композитора называют полистилистикой, Белодубровский не преминул об этом сказать), как говорит русская народная пословица – с миру по нитке – музыка Шнитке). А тут – понравилось. Надо будет записей Шнитке прикупить… Когда они доигрывали, было понятно, что будут вызывать на бис. Я сидел, слушал и думал: чего бы я хотел услышать? Точнее, что было бы уместным сейчас? Вероятно, я думал так «громко», что сыграли именно то, что я думал… )))
Теперь хотелось бы послушать тех, кто был на остальных днях фестиваля.