Перейти к содержимому


- - - - -

Современные дети и система образования


  • Вы не можете ответить в тему
Сообщений в теме: 67

#1 vorobey

vorobey

    ЧегеварроБей

  • Пользователи
  • 1 068 сообщений

Отправлено 29 сентября 2015 - 12:25

Рада Грановская, доктор психологических наук, профессор СПбГУ, академик Балтийской педагогической академии

 

Об особенностях психики современных детей и системе образования в России. 

 

 

Несколько цитат из выступления: 

 

"Образование — довольно сложный процесс, потому что зависит от динамики изменений в мире и изменений в нашей стране. Что касается динамики изменений в мире, то количество новшеств увеличилось в 50 раз. Темпы жизни увеличились соответственно. И учить так, как учили, когда я училась (а я училась давно), уже нельзя.

 

Вы понимаете, что темп жизни меняет всё. Раньше у человека было занятие, а теперь у него — проекты. Занятие должно было быть почтенным, и лучше — на всю жизнь. А проекты изменяются непрерывно, и каждый из них не поглощает человека на всю жизнь. Раньше бы мы такого человека считали поверхностным. А теперь... такова жизнь.

 

Не мне вам говорить, с какой скоростью работают компьютеры и как вся система гаджетов изменила жизнь. Недавно прочла статью «Рекомендации преподавателям вузов Соединенных Штатов»: Не рекомендуйте вашим слушателям и студентам книги. Надо рекомендовать одну главу, а лучше — раздел книги, а то они вообще книгу в руки не возьмут.

 

Итак, современный молодой человек работает очень быстро, и эта скорость меняет его психику. Раньше мы были, что называется, «людьми книги». Мы учились и воспитывались на последовательных текстах. Теперь молодой человек воспринимает быстрее, предпочитает картинки, а не тексты, и психика его работает по-другому не только в смысле восприятия, но и в смысле мышления.

 

Что значит — «быстро воспринимать»? На какие-то миллисекунды человеку показывается картинка, потом его спрашивают: «Что на ней [изображено]?». Он говорит: «Кто-то поднял что-то на кого-то». Преподаватель скажет: «Это мало информации». Но, на самом деле, в большинстве задач этого достаточно. А на картинке была лиса, которая стояла на задних лапах, держала в лапах сачок и замахивалась на бабочку: «Кто-то поднял что-то на кого-то».

 

Вот это — как они воспринимают. А как они думают? Их мышление тоже совершенно другое и получило специальное название «клиповое мышление». Клиповое мышление — это мышление блоками. Как эти люди с блоковым мышлением решают задачу? Ну, например, играют в какую-то компьютерную игру. Это такая игра, где периодически даются пояснения — как работать на следующем уровне. И это пояснение [занимает примерно] три страницы. Рядом с подростками, которые решают, сидит преподаватель, который быстро читает. Пока он прочел первые полстраницы, ребята уже делают следующий ход. Он спрашивает: «Как вы так быстро читаете?» Они отвечают: «А мы не читаем!» [Преподаватель]: «А как же вы?»

 

«А мы знаем, что это — инструкция, надо выловить ключевой момент». Он говорит: «Я не понимаю». Тогда они приводят совершенно замечательный пример. Вот представьте себе, что есть большой сундук со старьем. И вам там надо найти старые галоши. Вы быстро-быстро выбрасываете [вещи из сундука], пока до галош не добрались, берете их и идете. А тут к вам подходит кто-то и спрашивает: «Не можете ли вы составить списочек всего, что было в этом сундуке, и лучше перечислить по порядку?» Да кто же это будет делать и кому это нужно?! Вот так они решают задачи, и это всё приводит к тому, что простые задач они решают быстро, а сложные задачи вообще не умеют решать.

 

Понимаете, какая штука... то, что человек не может решить, он переводит в разряд «мне этого решать и не нужно». Ну, действительно, что такое «сложная задача»? Разобьем на простые, и всё в порядке. Но многие понимают, что не все сложные задачи можно разбить на части. Таким образом, «люди книги» могут решать сложные задачи, но решают медленно, «люди экрана» решают быстро, но не могут решать сложные задачи. Но развитие цивилизации идет в сторону ускорения, и сложные задачи не так часто попадаются. Таким образом, большинство, которое с клиповым мышлением, завоевывает постепенно пространство.

..."


Сообщение отредактировал vorobey: 29 сентября 2015 - 12:29


#2 Стелс2014

Стелс2014

    Обитатель

  • Пользователи
  • 738 сообщений

Отправлено 29 сентября 2015 - 01:11

Воробей, что означает - "все это вернуть"?  Когда не доказано превосходство социализма над либерализмом. Тем более такой пример, как проигрыш и накрытие -"медным тазом" коммунизма.( :)) А молодежь не глупа, победителей любит.



#3 vorobey

vorobey

    ЧегеварроБей

  • Пользователи
  • 1 068 сообщений

Отправлено 29 сентября 2015 - 03:39

На II съезде РВС выступали представители всех звеньев системы образования: воспитатели детсадов, школьные учителя, вузовские преподаватели, профессора высшей школы (в т.ч. МГУ), академики (например, Грановская, интервью которой размещено выше). Почти во всех выступлениях специалисты констатировали ужасающий провал в качестве образования детей по-сравнению с советским. 

 

Кроме того накануне съезда сбыл проведён один из крупнейших в России соцопросов АКСИО-6 по образованию в России. Который показывает, что большинство граждан России считают ориентиром советское образование и недовольны существующей системой. Более того, "главную либеральную" цель (растить потребителя - как это озвучивал минобр. Фурсенко) опрошенные ставят на последнее место по важности, а на первое место - "советскую цель" (растить творческого человека). Это общественное мнение. 

 

Если вы перестанете фиглярствовать и услышите ЧТО вам говорят специалисты, то вы задумаетесь о причинах и что с ними делать. Рада Грановская как раз рассказывает об этих причинах. 

 

> что означает - "все это вернуть"

Это означает вернуть детям возможность получить образование, которое сделает их образованными и культурными людьми, способными отвечать на современные вызовы.

 

Но вы, похоже, не дослушали. Грановская как раз говорит, что ВЕРНУТЬ прежнюю систему образования невозможно, потому что мир изменился:  объём информации вырос раз в пятьдесят. Поэтому просто взять 1:1 методики из советской школы не получится. Нужна новая концепция образования, которая возьмёт лучшее из советского опыта и адаптирует его под современный мир. В этом стратегическая задача, которую должны решить специалисты - съезд принял соответствующую резолюцию. 


Сообщение отредактировал vorobey: 29 сентября 2015 - 03:49


#4 Bushibuzduk

Bushibuzduk

    Обитатель

  • Пoльзователи
  • 1 348 сообщений

Отправлено 29 сентября 2015 - 03:46

Балтийской педагогической академии

 

Зашёл в "Книги и учебные пособия членов РООУ БПА"

Волков И.П. Эстрасенсорный обмен информайцией. СПб. Изд. БПА, 2000, 217с.

Волков О.И. Супервозможности человека. СПб: ИК «Невский Проспект», 2003, 160с. (Серия «New Age»: Новая эра).

Курис И.В. Танец в биоэнергетике. СПб.: Изд. БПА, 2004, 102с.

 

дальше не читал и не смотрел. 



#5 vorobey

vorobey

    ЧегеварроБей

  • Пользователи
  • 1 068 сообщений

Отправлено 29 сентября 2015 - 04:00

dsc_5897.jpg?itok=Zh1E8NPz

 

Рада Михайловна Грановская - один из ведущих учёных психологов России. 

Она начала писать книги по психологии вероятно раньше, чем Вы родились: я встречал её книги 1974 года издания. 

 

"Доктор психологических наук, профессор, ст. научный сотрудник отдела методики обучения Института экстремальной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС, РСФР, Академик Международной балтийской педагогической академии. Р.М. Грановская окончила Ленинградский электротехнический ин-т им. В.И. Ленина (каф. «высокочастотная техника»); Ленинградский университет им. А.А. Жданова (каф. - физиология человека); аспирантуру Московского университета (психологический факультет). Кандидатскую диссертацию защитила в МГУ, а докторскую ЛГУ. Она дважды становилась лауреатом психологической премии «Золотая психея»." 

 

Можете глянуть на впечатляющий список её книг, например здесь: 

http://www.ozon.ru/person/252762/

 

Можете отзывы почитать её слушателей и коллег:

http://www.koob.ru/granovskaya_r/

 

***

 

> Рада Грановская: "...Вот так они решают задачи, и это всё приводит к тому, что простые задач они решают быстро, а сложные задачи вообще не умеют решать."

 

Bushibuzduk: "Зашёл, прочитал 3 строчки, дальше не читал. "

 

Это и есть клиповое мышление, о котором Рада Михайловна рассказывает на видео.  

И это один из фундаментальных провалов в образовании современных детей. 

Не узнаёте себя? 


Сообщение отредактировал vorobey: 29 сентября 2015 - 04:26


#6 Татьянка*

Татьянка*

    Обитатель

  • Пользователи
  • 1 977 сообщений

Отправлено 29 сентября 2015 - 05:15

> Bushibuzduk: "Зашёл, прочитал 3 строчки, дальше не читал. "   Это и есть клиповое мышление, о котором Рада Михайловна рассказывает на видео.   И это один из фундаментальных провалов в образовании современных детей.  Не узнаёте себя?

 
vorobey,а вы всегда себя насилуете и читаете  книги либо какие-то статьи до конца, если они у вас не вызывают интереса?Ну если конечно это не информация обязательная для ознакомления?Вот Рада Михайловна "Америку открыла"...


Можете глянуть на впечатляющий список её книг, например здесь:  http://www.ozon.ru/person/252762/
Глянули...это не показатель...у Донцовой книг больше...

#7 Bushibuzduk

Bushibuzduk

    Обитатель

  • Пoльзователи
  • 1 348 сообщений

Отправлено 29 сентября 2015 - 05:29

Это и есть клиповое мышление, о котором Рада Михайловна рассказывает на видео.  

 

Это ирония, vorobey, не утруждайтесь. 



#8 Татьянка*

Татьянка*

    Обитатель

  • Пользователи
  • 1 977 сообщений

Отправлено 29 сентября 2015 - 05:31

Глянули...это не показатель...у Донцовой книг больше...
 это,если что,тоже ирония...

#9 digger

digger

    Обитатель

  • Пользователи
  • 3 904 сообщений

Отправлено 29 сентября 2015 - 11:17

Более того, "главную либеральную" цель (растить потребителя - как это озвучивал минобр. Фурсенко) опрошенные ставят на последнее место по важности, а на первое место - "советскую цель" (растить творческого человека).

Вот опять взял и наврал!

Во-первых, ты переврал смысл слов Фурсенко. Он говорил о квалифицированном потребителе, способном пользоваться достижениями и технологиями, разработанными другими. Т.е. не надо изобретать велосипед, а надо уметь им пользоваться - вот реальный смысл слов Фурсенко.

Во-вторых, советская система образования особо не страдала творчеством. Там на первое место ставили овладение знаниями, трудовое, идейно-патриотическое воспитание. Творческие люди часто были "белыми воронами" в советской системе образования, т.к. жили не по шаблону.



#10 Syd

Syd

    О Зл

  • Пользователи
  • 1 247 сообщений

Отправлено 29 сентября 2015 - 11:43

Мне одному показалось, что воробей прочитал ВСЕ труды Рады Михайловны?

#11 vorobey

vorobey

    ЧегеварроБей

  • Пользователи
  • 1 068 сообщений

Отправлено 30 сентября 2015 - 09:09

Ребят, вы этого, возможно, не замечаете.

 

Но грустная ирония заключается в том, что вы обсуждаете текст Грановской о клиповом мышлении, наглядная иллюстрируя это самое клиповое мышление. Вы этого не видите? 

 

Осмысление текста подменено выдиранием из него деталей. Один "выдрал" три строки с сайта академии и "дальше не читал", другой "выдрал" книги Донцовой - "она написала больше", третий ещё что-то "выдрал". И вместо осмысления глубины содержания - получается скольжение по поверхности текста. 

 

Рада Михайловна - одна из лучших учёных психологов России. Если вы не можете понять, что она вам говорит (а её выступление это не научная статья - оно рассчитано на широкую аудиторию) - гордиться тут нечем.

 

Клиповое мышление - это беда современной молодёжи.

Не преодолев эту беду сами, вы передадите её и своим детям. 


Сообщение отредактировал vorobey: 30 сентября 2015 - 09:11


#12 Syd

Syd

    О Зл

  • Пользователи
  • 1 247 сообщений

Отправлено 30 сентября 2015 - 09:54

Рада Михайловна - одна из лучших учёных психологов России. Если вы не можете понять, что она вам говорит (а её выступление это не научная статья - оно рассчитано на широкую аудиторию) - гордиться тут нечем.

Типичный образчик клипового мышления. Тебе в голову занесли эту идею, а ты, не прочитав ни единой работы автора уже распинаешься, какой она замечательный учёный и психолог. Вероятно, потому, что в секте так сказали.

#13 Стелс2014

Стелс2014

    Обитатель

  • Пользователи
  • 738 сообщений

Отправлено 30 сентября 2015 - 10:40

Воробей, вы не тем заняты. Время диктует свои способы мышления. В место того что бы обси"ть молодеж на основании того что мыслит не так как раньше, вам нужно заниматся мониторингом и разработкой содержания образования. Поскольку кому как не вам отстаивать фундаметализм и следить за либерастами и их поползновениями нашпиговать содержание образования всякими псевдонавчными инсинуациями.

#14 vorobey

vorobey

    ЧегеварроБей

  • Пользователи
  • 1 068 сообщений

Отправлено 30 сентября 2015 - 10:43

vorobey,а вы всегда себя насилуете и читаете  книги либо какие-то статьи до конца, если они у вас не вызывают интереса?

 

 

Он статью как раз не прочитал. Вместо статьи он прочёл три строки на сайте, сделал неверный вывод, и побежал дальше.

 

Это в чистом виде то, о чём говорила Рада Михайловна: 1. вместо чтения и осмысления текста - поиск простого "указания-инструкции", 2. если простой инструкции нет (текст требует полноценного осмысления) - такой текст отбрасывается ("много букофф", "мне и не нужно это читать", "скучно!"), 3. как следствие - неспособность осваивать сложные задачи, которые выходят за рамки простейших (сводящихся к поиску простой инструкции). 

 

Грановская: 

"А как они думают? Их мышление тоже совершенно другое и получило специальное название «клиповое мышление». Клиповое мышление — это мышление блоками. Как эти люди с блоковым мышлением решают задачу? Ну, например, играют в какую-то компьютерную игру. Это такая игра, где периодически даются пояснения — как работать на следующем уровне. И это пояснение [занимает примерно] три страницы. Рядом с подростками, которые решают, сидит преподаватель, который быстро читает. Пока он прочел первые полстраницы, ребята уже делают следующий ход. Он спрашивает: «Как вы так быстро читаете?» Они отвечают: «А мы не читаем!» [Преподаватель]: «А как же вы?»

 

«А мы знаем, что это — инструкция, надо выловить ключевой момент». Он говорит: «Я не понимаю». Тогда они приводят совершенно замечательный пример. Вот представьте себе, что есть большой сундук со старьем. И вам там надо найти старые галоши. Вы быстро-быстро выбрасываете [вещи из сундука], пока до галош не добрались, берете их и идете. А тут к вам подходит кто-то и спрашивает: «Не можете ли вы составить списочек всего, что было в этом сундуке, и лучше перечислить по порядку?» Да кто же это будет делать и кому это нужно?! Вот так они решают задачи, и это всё приводит к тому, что простые задач они решают быстро, а сложные задачи вообще не умеют решать.

 

"Понимаете, какая штука... то, что человек не может решить, он переводит в разряд «мне этого решать и не нужно». Ну, действительно, что такое «сложная задача»? Разобьем на простые, и всё в порядке. Но многие понимают, что не все сложные задачи можно разбить на части. Таким образом, «люди книги» могут решать сложные задачи, но решают медленно, «люди экрана» решают быстро, но не могут решать сложные задачи."

 

Ровно это и было здесь продемонстрировано. 

 

Заметьте, что сама по себе тема его заинтересовала настолько, чтобы 1. зайти в неё, 2. найти сайт академии, 3. прочесть на сайте три строки, 4. написать пару комментариев. То есть он хочет её обсуждать (иначе бы он её просто проигнорировал). Но с клиповым мышлением он может её обсуждать только так - пытаясь "выдрать"  из текста простой примитив, а когда это не получается заявить, что и читать то не нужно. Прямо как в "Три дня я гналась за вами. Да! Чтобы сказатькак вы мне безразличны!" 

 

То есть он в чистом виде демонстрирует то, о чём рассказала Грановская. 

 

Это характерно не только для этого конкретного читателя форума. 

Эта беда - характерная черта большинства современных молодых людей. 


Сообщение отредактировал vorobey: 30 сентября 2015 - 10:52


#15 vorobey

vorobey

    ЧегеварроБей

  • Пользователи
  • 1 068 сообщений

Отправлено 30 сентября 2015 - 01:03

Воробей, вы не тем заняты. Время диктует свои способы мышления. В место того что бы обси"ть молодеж на основании того что мыслит не так как раньше, вам нужно заниматся мониторингом и разработкой содержания образования. Поскольку кому как не вам отстаивать фундаметализм и следить за либерастами и их поползновениями нашпиговать содержание образования всякими псевдонавчными инсинуациями.

 

Насчёт мониторинга содержания образования - системе образования был посвящён летний съезд РВС (я разместил кое-что со съезда в другой ветке форума), в котором приняли участие специалисты (учителя, преподаватели, профессора, академики) всех ступеней образования и почти из всех регионов России (выступление Р.М.Грановской - фрагмент с этого съезда). 

 

Но здесь, в детской теме, я считаю крайне важным привлечь внимание родителей к тому, что происходит с их детьми. 

 

Время поставило вызов: огромные и нарастающие потоки информации. Адекватного ответа на этот вызов пока нет. Или, правильнее сказать, что большинству навязывается такой ответ, который формирует клиповое сознание. Это стало характерной чертой современных молодых людей в России. Вырастает поколение, которое отчуждено от всего более-менее сложного.  

 

cdf05a366f8c839628cb9aa80d598f8c.jpg

 

Помните сценку из "Симпсонов в кино", где президент заявляет "меня выбрали руководить, а не читать". Это же не смешно. Это про нас. 

 

Во-первых, потому что уже выросло поколение, которое читать сложные тексты не может, даже если хочет. И это поколение "эффективных менеджеров" будет лечить, учить, воевать и т.д. Вам не страшно, если ваших детей будет лечить врач с клиповым мышлением? Вы представляете себе, что такое человек с клиповым мышлением на атомной электростанции? И т.д.и т.д. 

 

Во-вторых, думаю, Вы прекрасно понимаете, что если человек не способен освоить сложное (ту же Высокую культуру), то ему уготована роль раба. Не он будет руководить, а им будет руководить тот, кто сложность осваивать способен. И т.н. "элита" об этом регулярно говорит и это демонстрирует. 

 

Чтобы с этим справиться мало очистить образование от либеральных бредней. В самом примитивном варианте очистить = вернуться к старому. Но вернуться к старому невозможно, потому что мир стал другим, а старое (как бы уважительно мы не относились к системе образования в СССР) к нему не приспособлено.Мало убрать "либеральные бредни", нужна новая концепция массового образования. Разработать её - стратегическая задача на ближайшее время. 

 

А пока что утопающим приходиться спасаться самим.

В т.ч. индивидуально учиться и учить детей способности осваивать сложные тексты. Как это делается - это отдельный разговор. 

Но чтобы начать это делать - проблему хотя бы нужно увидеть. 


Сообщение отредактировал vorobey: 01 октября 2015 - 02:42


#16 Геолог

Геолог

    Очень даже

  • Модераторы
  • 6 503 сообщений
  • ГородУже Брянск

Отправлено 11 ноября 2015 - 12:18

Уже не совсем дети.. Тем более - грустно.


Я отвечаю за то, что говорю, но не отвечаю за то, что вы слышите (с).
Поиски воды... В крайнем случае - золота и алмазов. Обследование участков под строительство.

#17 Татьянка*

Татьянка*

    Обитатель

  • Пользователи
  • 1 977 сообщений

Отправлено 11 ноября 2015 - 01:21

как в анекдоте..."как подумаю какой из меня инженер...к врачу страшно идти"....



#18 Серёжкинс

Серёжкинс

    Обитатель

  • Пользователи
  • 5 475 сообщений

Отправлено 11 ноября 2015 - 02:01

Был в Москве на научно-практической конференции, познакомился с женщиной, она одна из авторов нашей системы образования. Многое я хотел ей высказать)))



#19 Татьянка*

Татьянка*

    Обитатель

  • Пользователи
  • 1 977 сообщений

Отправлено 11 ноября 2015 - 02:09

Многое я хотел ей высказать)))
 За такое образование,что девчонки на видео демонстрируют, и побить наверное можно)))...

#20 agent

agent

    Обитатель

  • Пoльзователи
  • 8 406 сообщений

Отправлено 11 ноября 2015 - 09:54

Был в Москве на научно-практической конференции, познакомился с женщиной, она одна из авторов нашей системы образования. Многое я хотел ей высказать)))


Что помешало?
Я мненью вашему вращенье придавал, и осью был мой детородный орган





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей