Одним из идеологических лозунгов ельцинской "реставрации" 90-х была пресловутая борьба с "белыми пятнами истории". В результате этой борьбы 70-летняя история СССР усилиями придворных историков, публицистов и режиссеров превратилась в обширное "черное пятно". Затем те самые пресловутые "белые пятна истории" стали не исчезать, а разрастаться, приобретая пугающие размеры. В 2005-м году в полном информационном безмолвии прошло столетие революции 1905-го года. К тому, что имя главнокомандующего Вооруженными Силами СССР в Великой Отечественной Войне нельзя поминать всуе ни под каким предлогом (а тем более идти под его портретами 9-го мая), мы уже привыкли. Мы также знаем, что Ленинград в годы блокады возглавлял не то Кузнецов, не то Ахматова, не то Жуков. Само собой разумеется, что упоминание об Октябрьской революции 1917-го года является самым главным табу, как власти, так и "либеральной оппозиции".
Как говорится, все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Печально, что мы хотим забыть важнейшее событие в истории России (да и не только России как Российской Федерации – ибо в Октябрьской революции принимали участие украинские шахтеры, чеченские крестьяне, латышские батраки, финские рабочие) и один из поворотных моментов всемирной истории.
Представьте себе Францию, из истории который вычеркнут весь 25-летний период Великой Французской Революции: нет ни Мирабо, ни Робеспьера, ни Наполеона. Нет «Марсельезы» и триколора, нет якобинского клуба, похода на Версаль, «Декларации прав человека», взятия Бастилии. А 14-го июля, вместо военного парада, во всех кинотеатрах страны, начиная с парижского "Одеона", показывают низкопробный фильм про нелегкую судьбу вандейской крестьянки, которую последовательно насилуют:
а) маркиз;
б) санкюлоты;
в) якобинцы;
г) вандейские повстанцы;
д) англичане;
е) Шарль Арнавур на коне в роли неприсягнувшего священника;
ж) конь Шарля Азнавура.
Представили?
Причины этого прискорбного явления вполне очевидны. Наша власть – чиновники, буржуазия, церковь - видят себя преемниками царского режима, свергнутого Февральской революции и добитого революцией Октябрьской. Наши министры чувствуют духовное родство с великими князьями, осыпавших своих любовниц брильянтами за счет откатов на строительстве флота. Наши капиталисты пресмыкаются перед властью, ради госзаказа (подобно Путилову). Наша церковь воистину «ничего не забыла и ничему не научилась». Наши боярские и макаревичи валятся на колени перед властью и капиталом, подобно тому, как Шаляпин падал в ноги Николю II (разумеется, учитывая значение личности Шаляпина и значение боярских и макаревичей).
Память о революции - в любой форме - для них ужасна и ненавистна. Всеми силами они хотят ее истребить. Что ж, в этом деле у реакционных режимов есть большой опыт. После реставрации монархии в Англии в 1660 году, республиканский период британской истории, был вычеркнут из книг и учебников Туманного Альбиона почти на 200 лет. Все парламентские акты того времени были сожжены. Но прошло время, и оно все расставило на свои места – статуя Кромвеля снова стоит у стен британского парламента. История французской "реставрации" закончилась еще быстрее. Сколько же будем ждать мы?
Драматические экономические изменения в современном мире меняют сознание людей. Полвека назад большинство европейцев были правоверными кейнсианцами, наслаждавшимися дарами социального государства. Двадцать лет тому назад идеология неолиберализма была воспринята как откровение с небес. Сегодня тех, кто повторяет мантры о «свободном рынке», воспринимают как не вполне адекватных людей или в качестве профессиональных пропагандистов режима. Идеи Октябрьской революции – национализация, отказ от империалистических войн, рабочий контроль, прямая демократия, - снова становятся на повестку дня.
Власть предержащие делают все, чтобы мы не смогли воспользоваться богатейшим опытом, который накопили угнетенные в 20 веке. Советы Европы, народные хунты Латинской Америки, шуры Ирана и Ирака – это реально функционировавшие альтернативные институты власти, ведущие свое происхождение от забастовочных комитетов, бравшие в руки всю полноту власти в городах во время всеобщих стачек. «Горизонтальная демократия», которую нам подсовывают сегодня - это бессмысленная говорильня, которая ни к чему не ведет. Мы не знаем, как были организованы высокоэффективные кооперативы и совхозы Венгрии и ГДР, кормившие не только свои страны, но и половину Восточной Европы. Мы крайне мало знаем о рабочем самоуправлении на Западе, об экономических экспериментах в странах соцлагеря. Леонид Радзиховский утверждает, что нынешнему капитализму нет альтернативы. На самом деле такая альтернатива существует - уже 94 года.
За последние 20 лет мы много писали и говорили о негативном опыте великих пролетарских революций XX века. Теперь пришло время воспользоваться великими достижениями тех массовых движений, чтобы выйти из тупика, куда загнала нас капиталистическая система, и не быть окончательно низвергнутыми в первобытное варварство.