«Субъект Федерации – это высокое звание. Субъект Федерации должен этому званию соответствовать. По моему мнению, не должно быть несамодостаточных субъектов РФ»,- сказал Грызлов. По его словам, субъект РФ не имеет права называться субъектом, если живет за счет других регионов. «Нужно либо менять подходы к работе в таком субъекте РФ, либо объединяться с другим субъектом, чтобы эта территория была самодостаточной», - сказал спикер Госдумы.
«Самодостаточность» в понимании нынешних властей похожа на «рентабельность» советских предприятий. В начале 80-х годов прошлого века тогдашняя власть считала предприятие рентабельным, если каждое рабочее место приносило государству более 2000 рублей в месяц, при средней зарплате в 175 рублей. Если же отдача рабочего места была меньше 2000 рублей с работника, предприятие объявляли нерентабельным и грозили его руководству всяческими карами. Тот государственно-монополистический капитализм, который по недоразумению называли «социализмом», никуда не делся, просто изрядно деградировал.
Сейчас регионы отдают в федеральный бюджет около 64% налогов, оставляя себе 36%. Если региону этих 36% хватает, то он объявляется донором. Если же Центру приходится несколько процентов налогов вернуть в регион в виде «помощи», то этот регион называют «реципиентом», «дотационным», а теперь уже, получается, и «не соответствующим высокому званию субъекта Российской Федерации».
Во-первых, озвученное Грызловым предложение является антиконституционным. Часть 3 ст. 67 Конституции РФ гласит: «Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия». Грызловская инициатива согласия не предусматривает.
Во-вторых, при существующей налоговой системе, число регионов-«доноров» не превышает десяти, по некоторым оценкам – восьми. Остальные 73-75 регионов считаются дотационными. То есть, по Грызлову, каждый «донор» должен прицепить к себе по 5-6-7 «реципиентов». А смысл? От перемены мест слагаемых сумма не изменится. Группируй – не группируй, всё равно получишь то же самое.